Развивающая предметно - пространственная среда
Цель создания
развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных
потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда
выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления
личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функции развивающей предметно -
пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные
сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу
необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные
особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая –
сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает
преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция воспитателя: используя
развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку
обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
Центр сюжетно-ролевых игр:
- дидактические игры:
социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным
миром и трудом взрослых;
-картинки с изображением различных
трудовых процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя
семья», «Наши увлечения», «Наши достижения»
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- наборы игрушек и предметов,
помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда,
куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их
детенышей);
- предметы-заместители.
Познавательное развитие
Центр
познавательно-исследовательской деятельности:
- различные
дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена
года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей
овощей и фруктов, насекомых, животных и
т. д.
- модели строения растений,
признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации,
картины,
- календари погоды и природы
- гербарии;
- подборка стихов, пословиц,
поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей
из природного материала; комнатные растения и пр
- инвентарь для ухода за растениями,
посадки семян и рассады:фартуки и
нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки,
пульверизатор, лейки и др
- «огород на окне»
- серии картин с изображением
природных сообществ;
книги познавательного характера,
атласы; тематические альбомы; коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.)
, материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода",
"Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",
"Стекло", "Резина" ;
природный материал: камни, ракушки,
листья деревьев, мох, семена и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.;
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные
палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от
термометров
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла,
свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, тряпки
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что
нельзя"
Центр развивающих игр: В данном центре размещен
разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать
для себя игру по интересам.
Разнообразные игры и пособия на развитие логики,
мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа
и цифры», «Учись считать»,
«Цвет», «Форма», «Размер».
Дидактические игры: «Геометрическое лото»,
«Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое
из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд»,
«Математические домино», «Детям о времени», «От меньшего к большему» и т.д.
Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, палочки Кюизенера
с приложениями, счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор», «Прозрачный квадрат»,
«Логический пояс», «Математический планшет», «Шнур Затейник», «Кораблик
Плюх-Плюх», «Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо -Соты» (с образцами),
«Чудо-крестики 2, 3» (+образцы), «Логоформочки», «Колумбово яйцо», «Танграм»,
«Листик», «Волшебный квадрат», мозаики и др.
Центр конструирования: хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного
пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с
содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий
деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и
организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально:
- наборы конструкторов:
крупногабаритный ( переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий,
средний;
- в большом разнообразии представлены различные виды и формы
конструкторов
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики,
призмы, кирпичики, пластины; крупный строительный материал;
- нетрадиционный материал: -
картонные коробки, оклеенные цветной пленкой,
- мелкие игрушки для обыгрывания
построек.
Центр патриотического
развития: государственная символика родного города, ХМАО и
России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины,
иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России,
образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут
познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок
родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен
альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.
Речевое развитие.
Центр книги:
- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по
интересам);
- сезонная
литература;
- тематические альбомы;
- портреты детских писателей
- книги, знакомящие с культурой
русского народа, сказки, загадки, потешки
- открытая витрина для книг, стол,
стульчик;
- ноутбук с детскими песнями,
дисками с записью литературных произведений (сказок).
Мелкая
моторика
Картотека упражнений на развитие общей и мелкой
моторики, картотека гимнастики для пальцев рук и кистей, картотека «Рисуем по
клеточкам», массажёры для рук, массажёры Су-джок, конструкторы, счетные
палочки, шнуровки, мозаика,
рисование по клеткам, игры с прищепками, трафареты для обводки и штриховки,
внутренней и внешней обводки, фломастеры, карандаши; волчки, сухой
мини-бассейн, крупы, мелкие киндер игрушки, и др.
Дыхание
Картотека упражнений на
дыхание, вертушки, дудочки, воздушные шары для надувания, мыльные пузыри, игры на
воздушную струю и т. д. ;
Фонематический
слух
Игры «Шумящие коробочки», игры на
дифференциацию звуков.
Звуковой анализ и синтез (грамота)
Игры
«Цепочка слов», «Звонкий - глухой», «Схемы и слова» и т. д. ;
Звукопроизношение
Игра «Веселый язычок»
(артикуляционная гимнастика), лото-мозаика, скороговорки, игры на
автоматизацию звуков: «Логопедические
лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д. ;
Лексика
Картинный словарь (предметные картинки на звуки)
Иллюстративный материал, подобранный с учётом
лексических тем.
Игры в картинках с предлогами.
Наборы сюжетных картинок для составления простых
предложений.
Наглядный материал для составления рассказов по
картине, по серии картин «Что сначала, что потом».
Схемы для составления описательных рассказов –
мнемотаблицы.
Карточки на классификацию предметов.
Игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое», «Знаю
все профессии», «Назови одним словом» и др. ;
Слоговая
структура
Игра «Длинные и короткие слова»
Грамматический
строй речи
Игры «Назови ласково», «Один -
много», «Чей хвост?», «Чего нет?», лото «Маленькие слова» и др. ;
Связная речь
Игры «Что сначала, что потом»,
«Придумай продолжение истории», «Что перепутал художник?», «Звук, свет, вода»сюжетные
картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
Высшие
психические функции
Игры «Найди отличия» (внимание),
«Узнай, что это?» (восприятие), «Чей силуэт?», «Предметы и контуры» разрезные картинки,
домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру», «Путаница», «Крылья, лапы и
хвосты» и
др…
Использование коррекционного
уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей
эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом
общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и
непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Художественно-эстетическое
развитие.
Центр изобразительного творчества:
- схемы последовательного рисования
предмета;
- пооперационные карты, отражающие
последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая
игрушка», «Хохломская роспись» и др.;
- дидактические игры для развития
творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски,
мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых
ручек, вата, ватные палочки, губки;
- пластилин, наборы для детского
творчества;
-инструменты: кисти различные,
ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по
темам.
Центр музыкально-театрализованной
деятельности: это важный объект
развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает
сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники
раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь
размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой, настольный,
бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек;лопаток; картинок, магнитный), настольные
игры из серии «Играем в сказку», маски персонажей и элементы костюмов, декорации дети
изготавливают самостоятельно.
Музыкальное
развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но
и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Поэтому в центре имеются различные музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками.
А также:
· Портреты великих композиторов
· Картотека музыкальных и театрализованных игр.
Физическое
развитие.
Центр
двигательной активности: содержит в себе как
традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное),
изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на
развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты
реакции, силовых качеств. В центре есть:
- картинки, фотографии, иллюстрации
с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой
подвижности, на развитие дыхания;
- спортивный инвентарь, атрибуты к
подвижным играм.
В
шумном игровом пространстве обязательно должен быть островок тишины и
спокойствия.
В
группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он
может пойти в уголок уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может
рассмотреть любимую книжку, посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным областям имеется видеотека
(иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)
Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается
разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения
материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой:
редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку
увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей
свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский
сад.
Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
Трансформируемостьпространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. Групповое пространство, по желанию играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных ширм, перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.
Полифункциональностьматериалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре).
Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха.
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий