среда, 25 сентября 2019 г.

Как развивать логическое мышление дошкольника

 Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что родители, обучая его умениям и навыкам – чтению, счету, иногда даже письму, часто забывают о необходимости развивать способности, и, прежде всего, – логическое мышление. В процессе обучения, особенно по развивающим программам, младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Не имеющему развитого логического мышления первокласснику будет довольно сложно втянуться в учебный процесс.

Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет – в этом возрасте ребенка учат пониманию простейших причинно-следственных связей. Для обучения можно использовать карточки с изображением различных сюжетов – по ним описывают ситуацию или задают вопросы. У ребенка спрашивают, чем занимаются нарисованные на картинке люди, что они делали раньше, и что будут делать позже. Например, на рисунке – девочка с мамой, в руках у них покупки, значит, они идут из магазина; в сумке – продукты, значит, мама будет готовить обед. Либо – на картинке мальчик, прячущийся от дождя под деревом, он не может выйти из-под него, потому, что забыл дома зонт. Когда дождь закончится, мальчик пойдет дальше. Можно поиграть с малышом в игру «Придумай окончание фразы» («Днем на улице светло, а ночью? Утром солнце всходит, а вечером?»).

С ребенком 3-4 лет, усвоившим названия основных цветов и геометрических фигур, можно поиграть в игру «Угадай предмет», используя описание не только его свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте ребенка учат сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия (малышу проще сначала определить, чем предметы отличаются друг от друга, а уже затем искать в них сходные черты). Можно также предложить ему выбрать из группы один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом необходимо четко задавать критерий поисков («такой же твердый», либо «такого же цвета»). Малыши этого возраста охотно выполняют задания по сортировке предметов на две группы, опираясь на один признак, заданный взрослым, – цвет, форму, размер и т. д.

В развитии логики младших дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. В этом возрасте для него используют простейшие деревянные или пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, цилиндров, конусов. Малышу вполне по силам складывать мозаику из крупных деталей.

Для развития логики ребенка 5-6 лет используются более сложные задания – например, выстроить ряд по возрастающему или убывающему признаку. Для этого можно использовать, к примеру, матрешек, либо баночки с окрашенной водой разной интенсивности цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используются задания на сортировку уже по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора («три треугольника, один квадрат – он лишний»). От сравнения отдельных предметов в этом возрасте переходят к сравнению их групп, обучая детей выделению общих свойств для каждой из них («справа – все зеленые, слева – синие»). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других. Давая задания на классификацию ребенку, достигшему шести лет, ему предлагают выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, фрукты, овощи). Цифры изучают, связывая количество предметов с их обозначением. Для этого пригодятся детское домино, игра «Найди половинку», которую можно самостоятельно сделать из плотного картона. Для нее используют карточки, разрезанные пополам: на одной половинке – цифра, на другой – группа предметов. Подсказкой ребенку служат формы разрезов, которые должны совпасть.

Логика детей 5-6 лет лучше всего формируется в рамках математических понятий, однако занятия по развитию речи тоже очень важны. Дети этого возраста способны усвоить более сложные причинно-следственные связи. С ребенком можно обсуждать увиденное или прочитанное, предоставляя ему возможность самому сделать выводы. Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести? Детей учат мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить в таз с водой камешек – он будет плавать, или утонет? А комочек ваты? Такие логические задания учат ребенка предвидеть результаты своих действий.

Навыки конструирования у старшего дошкольника уже развиты намного лучше: ему вполне по силам соорудить движущиеся модели. Для детей этого возраста можно приобретать различные пластмассовые или металлические конструкторы с большим количеством деталей, сборные деревянные игрушки. Ребенок старшего дошкольного возраста может, опираясь на помощь взрослых, собирать из частей большие изображения («пазлы»).

Для развития логического мышления дошкольника разработано множество пособий, которые можно приобрести в специализированных магазинах либо через Интернет – это и всем известные кубики Никитина, и палочки Кюизенера с альбомами к ним, и разнообразные логические блоки Дьенеша. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий